Хакасов традиционные верования

Хакасов традиционные верования
   Хакасы - коренное население Республики Хакасия. Общая численность в РФ - 78,5 тыс. чел., в т. ч. в Республике Хакасия 62,9 тыс. чел., в Туве - 2,3 тыс. чел., в Красноярском крае 5,2 тыс. чел. Большая часть хакасов придерживается традиционных верований, хотя с прошлого века все они были официально крещены Русской Православной церковью.
   В традиционной религ. жизни хакасов помимо сохранявшихся ранних верований, отдельных культов осн. место занимали шаманизм и христво. Нек-рые проявления в религ. сфере позволяют говорить о существовании здесь некоего сходства с алтайским бурханизмом; вопрос о целостности религ. представлений, к-рые можно было бы назвать хакасским бурханизмом, до конца не исследован.
   Традиционные ре лиг. верования поддерживались у хакасов особой соц. - сословной группой шаманов (кам). Считалось, что камами становятся по наследству в результате перехода от умерших шаманов к молодым особых духов, вечных помощников шаманов. Имеются данные о специальной подготовке будущих шаманов, проходившей уединенно в св. горных местах.
   Шаманы делились на три категории. Самые большие пугдур имели в течение жизни до 9 бубнов, специальный костюм и большую свиту духов; во время камланий они могли летать в самые отдаленные уголки вселенной. Они были руководителями во время горных коллективных жертвоприношений, лечили женщин от бесплодия, предотвращали эпидемии у скота и т. п. Средние шаманы пулгос имели лишь один бубен и обычный шаманский наряд. Путешествовать они могли лишь по ближайшим к месту камлания землям. Низшей категорией шаманствующих лиц считались чаланчики, владевшие искусством гипноза. Они занимались излечением от испуга, сглаза и т. п. Специальные подсчеты позволяют говорить, что число шаманов у хакасов не было очень большим. В 1885, напр., в Сагайской думе насчитывалось 24 мужчины и 2 женщины шамана, что составляло 0,2 % от всего населения этой думы.
   По представлениям хакасов, вселенная делится по вертикали на три мира. Верхний мир чаян чири считался обителью девяти творцов, во главе к-рых стоял Чалбыра-Чаян, или Ax-Худай. Среди небожителей была и мать Умай богиня плодородия, покровительница беременных и хранительница детских душ. Каждый год в полнолуние в июне июле в честь Ах-Чаяна совершались общественные моления. В среднем мире кунниг чир обитают люди, находящиеся здесь как бы в стране иллюзий. Лишь после смерти они попадают в настоящий мир (сын чир), месторасположение к-рого не конкретизируется. На земле же живут духи-хозяева различных местностей и природных явлений, гор, рек, ветра, огня и т. д. В центре среднего мира находится гора Сумеру аналог мирового древа, связующего воедино все три мира. В нижнем мире айна чири правили семь злых эрликов, главой к-рых считался Эрликхан. К божествам нижнего мира относятся Узут-хан - глава царства умерших, Тамыхан глава последнего, девятого подземного слоя, где грешники претерпевали адские муки.
   Одним из осн. составляющих традиционного религ. мировоззрения являлось «учение» о душах, точнее о душе, имевшей 7 различных проявлений. Наиболее известными трансформациями ее были тын дыхание, чула «огонь глаз» и кут жизненная сила. У каждого человека был свой ангел-хранитель хагба (у мужчин он сидел на правом плече), оберегавший своего хозяина от всех бед.
   В жилище каждой хакасской семьи обязательно имелись 3, 7 или 9 тосей антропоили зооморфных изображений семейно-родовых покровителей, духов предков и почитаемых тотемов. Одним из самых распространенных был Хозан тёс (Заячий тёс), изображавшийся в виде старой девы, к-рую некогда бросили на произвол судьбы невестки; после мучительной смерти душа ее превратилась в зайца и напустила болезнь на членов своего рода.
   Христианизация хакасов осуществлялась особенно активно с 18 в. Уже в 1719–1720 почти все кызыльцы были крещены митрополитом Филофеем. Первая церковь в долине Абакана была построена в 1772 в с. Аскиз. Дольше всего крещению противились качинцы. Тем не менее уже в 19 в. все хакасы официально считались православными.
   Долгое время в верованиях хакасов сохранялись пережитки магии. Верили также в существование камней, к-рые приносят счастье их обладателям, в способность людей влиять на погоду (качинцы, напр., считали, что, чтобы вызвать зимой снег, надо вылить на землю медвежью желчь). К этим же пережиткам относят и представление о магической нечистоте женщины в период беременности.
   Хакасы одухотворяли природу и стихийные силы. У каждой горы, реки, озера был свой дух-хозяин, не зависящий от верховных духов и божеств. Хакасы поклонялись также духам-хозяевам горных перевалов. Сохранились в виде пережитков следы почитания деревьев. «Чистым», свящ. деревом считалась береза. Вихрь считался злым духом, к-рый может унести у человека душу. Ряд запретов был связан с грозой: нельзя было есть мясо овцы, коровы или лошади, убитых молнией. В пережиточной форме отмечается и зоолатрия. Тотемизм достаточно отчетливо и долгое время проявлялся в существовании особых представлений и обрядов, связанных с медведем. Согласно мифологии, медведь раньше был человеком, его называют стариком, дедом, отцом. Некрые хакасские роды вели свое происхождение от определенных животных, в т. ч. и от медведя. У каргинцев отмечены нек-рые запреты в отношении вороны (карга), к-рые также позволяют говорить об осознании ими своего родства с ней.
   В наст. вр. предпринимаются попытки возродить шаманизм (создана ассоциация шаманов Хакасии) и реконструировать в целостной форме весь комплекс традиционных верований в виде национальной религии «Ах-Чаян».
   Д.А. Функ

Религии народов современной России: Словарь / — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Республика,. . 2002.

Поможем написать курсовую

Полезное


Смотреть что такое "Хакасов традиционные верования" в других словарях:

  • Народов Сибири религиозные верования —    В Сибири проживает более 30 аборигенных народов, относящихся к 9 языковым группам: 1) самодийская (ненцы, энцы, нганасаны, селькупы); 2) угорская (ханты, манси), угры и самоДийцы нередко включаются в одну, уральскую, семью языков; 3) стоящая… …   Религии народов современной России

  • хакасы — ов; мн. Народ, составляющий основное население Хакасии, частично Тувы и Красноярского края; представители этого народа. ◁ Хакас, а; м. Хакаска, и; мн. род. сок, дат. скам; ж. Хакасский, ая, ое. Х. язык. * * * хакасы (самоназвание  хакас,… …   Энциклопедический словарь

  • шорцы — ев; мн. Народность, живущая на юге Кемеровской области России; представители этой народности. ◁ Шорец, рца; м. Шорка, и; мн. род. рок, дат. ркам; ж. Шорский, ая, ое. Ш. язык. * * * шорцы (самоназвание  шор), народ в России, в Кемеровской области… …   Энциклопедический словарь

  • Тюркская мифология — Традиционные религии Ключевые понятия Бог · …   Википедия

  • Буряты — Буряадууд …   Википедия

  • Шорцы — Самоназвание шор кижи Совр …   Википедия

  • Национальное (этническое) и религиозное —    В российском обществознании нет общепринятого понимания этноса, нации, их классификации. Автор исходит из того, что этнос исторически устойчивая социальная общность, образовавшаяся на базе общности территории, языка, материальной и духовной… …   Религии народов современной России


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»